Я наконец собрался с духом и дочитал
великий флейм Великую Прю о Свитере. Я, собственно, в свое время сюда на нее и пришел полюбопытствовать, но заглянул и читать не стал, убояся бездны премудрости и двухсот с лишним комментов. Там, кажется, до сих пор что-то погромыхивает, но я все же туда писать уже не буду, напишу здесь отдельным постом. Это к вопросу о прозвучавшем там мнении, что Дэн – человек сильный и мужественный, через такое прошел и выжил, а вы из него какую-то нежную фиялку делаете. Действительно, противоречие выходит, причем противоречие отнюдь не надуманное чуйствительными фанфикершами, а вытекающее из самого текста. Так вот, о том, откуда такое берется и как такие вещи выглядят… м-м… изнутри живого человека (не обязательно данного киборга). Ну, ИМХО, да?
читать дальшеУ любого нормального человека, вышедшего из подросткового возраста, душа (ну ладно, психика) одета довольно-таки прочной шкурой. Нормального, говорю я, особо ранимых и чувствительных не рассматриваем. Шкура эта гибкая, более или менее толстая, и позволяет, с одной стороны, взаимодействовать с окружающей средой, с другой, сносить разные пинки, тычки и удары судьбы без особого вреда для себя.
У человека, выросшего в агрессивной среде без возможности активно защищаться, как правило, вместо шкуры имеется броня. Броня прочная, многослойная, практически непрошибаемая. Именно эта броня позволяет спокойно переносить удары, от которых обычный человек портится. Ну, то есть нормальный человек все-таки обижается и расстраивается, когда на него орут и посылают матом, теряется, когда его бьют по морде, и так далее. А тут на вас орут, а вы спокойно занимаетесь своим делом: ну и что, что орут, что они мне сделают? Вам говорят, что вы «……, …… ……!», а вы в ответ – «Уточните, пожалуйста, значение терминов …… и ……, и повторите запрос». Вам по морде, а вы подставляете более прочную часть черепа и продолжаете выполнять поставленную задачу.
Отличная штука эта броня. В броне не больно. В броне не холодно, не жарко, не страшно, не приятно, не грустно, не весело. В броне – в ней никак. И в этом ее минус. Броня не предназначена для того, чтобы в ней жить. Броня предназначена для того, чтобы в ней выживать. Она может только держать удар, ничего больше. И когда ты внезапно оказываешься там, где на тебя, кажется, не будут орать матом и бить по морде, ты через некоторое время осознаешь, что броню таки можно и нужно снять. Иначе жить не получается. И вот тут начинается самое интересное.
Потому что под броней у тебя – «мягкое желтое пузико» (с), на котором никакой шкуры нет (не отросла за ненадобностью, броня же). Так себе, тоненькая кожица, болезненно реагирующая на любой неаккуратный тычок пальцем.
С этими болезненными ощущениями можно поступать по-разному (все эти варианты я встречал в жизни, есличо). Можно, например, демонстрировать их окружающим, давить на их чувство вины, и пусть с тобой носятся, как с тухлым яйцом (правда, есть риск, что им это надоест и тебя просто выкинут). Можно держать их при себе, потому что окружающие-то, в общем, не виноваты, обидеть тебя не хотели, и нормальные люди на такое не обижаются. Можно их фильтровать, о чем-то промолчать, как о несущественном, а о чем-то прямо заявить: тут вы мне на хвост наступили, не надо так делать. Все от человека зависит, одно остается неизменным: боль, которую ты испытываешь, – она вполне объективна и неиллюзорна, даже если для нормальных людей это не боль, а так, легкая щекотка.
Ну, а со временем у тебя отрастет шкура. Может быть, не такая прочная и гладкая, как у нормального человека, но в ней уже можно будет жить, не дергаясь от любого тычка. Но на это нужно время, довольно много времени. Не один месяц, быть может, не один год. И неровно наросшие куски еще долго будут продавливаться и выдавать феерические ощущения на самые, казалось бы, банальные раздражители.
Отсюда, собственно, такое противоречие. Да, у Казака через такое прошел и выжил. А тут на сущие пустяки так реагирует. Выпендривается? Капризничает? Притворяется? Да ладно, вам это все мерещится, а в книжке ничего такого и нет. Есть, есть. Если принять в расчет, что с Казаком (с курьером, с Полининой мамой, с Алексеем, с пленниками на плантации) Дэн в полном доспехе, и его нии… не колышет, чем и куда его тыкают (главное, чтоб совсем не сломали), а со своими он беззащитен и довольно уязвим, то все его ребяческие обиды и страхи: а вдруг меня не любят, а вдруг я не нужен, а вдруг они теперь все поймут, и... – становятся объяснимы. На Казаков не обижаются. Казаку даже не мстят, ибо недостоин. Казак не человек, а стихийное бедствие, вроде селя: поток дерьма, сошедший с гор. А "мозгоеды" – люди, свои люди. На них можно себе позволить обидеться. Обидеться, потому что свои. Это такая роскошь, если вы не в курсе.
К вопросу о силе и мужестве – ну да, сильный и мужественный. Вы представляете, какое мужество требуется, чтобы решиться эту броню хотя бы расстегнуть, я уж не говорю – снять совсем? Примерно как грудью на плазмомет. Я, между прочим, знаю вполне живых, невыдуманных людей, которые, получив по молодости пару тычков в мягкое желтое пузико, немедленно залезли обратно в броню и с тех пор так в ней и существуют, не снимая ее ни перед кем. Даже любовью ухитряются заниматься прямо в этом бронескафе (не спрашивайте меня, как: не знаю, и знать не хочу). Кажется, в народе их называют «циниками»; впрочем, не уверен.
P.S. Да, на всякий случай: с броней и мягким желтым пузиком под ней – это только один вид чудовищ, которые водятся в агрессивных средах. А так там еще много разных интересных животных, но мы сейчас не о них.
PP.S. Если можно, в комментах ни слова о свитере. А то я о нем сегодня уже и так прочитал больше, чем хотелось бы. В конце концов, в книге много других эпизодов, позволяющих подтвердить либо опровергнуть мою мысль, давайте их обсуждать, что ли.